Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа д. Знаменка»
Воспитательно-оздоровительное учреждение образования
Оздоровительный лагерь «Солнышко»
Социально-педагогический проект смены осеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Поезд
«Малая Родина – Брестчина»
д. Знаменка 2019
Автор: Торосян Елена Константиновна,
Педагог-организатор
Введение
Разработка социально-педагогический проекта Поезд «Малая Родина – Брестчина» по организации досуга и оздоровления детей во время осенних каникул была обусловлена рядом актуальных задач:
- Привлечение внимания учащихся к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.
- Расширение кругозора учащихся, изучая исторический материал о своей малой Родине.
- Формирование гражданской позиции учащихся, чувства принадлежности к своему краю, к его истории, подведение к осознанию своей роли и места в процессе развития родного края.
Приоритетные направления, определяющие концепцию и пути реализации проекта:
Создание целостной здоровьесберегающей образовательной среды;
Социализация детей и подростков через привлечение их к социально-значимой деятельности, к историко-культурному наследию родного края;
Обогащение ребенка собственного нравственного внутреннего мира посредством приобщения к историко-культурному наследию родного края;
Образовательный отдых детей, способствующий эффективному и продуктивному использованию каникулярного времени не только для их оздоровления и отдыха, но и для развития личности.
Реализация этих направлений предполагает досуг, оздоровление и дополнительное образование детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря и предоставляет участникам лагеря возможность продемонстрировать свои собственные знания, умения, способности и возможности; приобрести определенные знания и умения.
Социально-педагогическую основу проекта составляет идея игрового моделирования движения поезда по экскурсионному маршруту с тематическими остановочными пунктами. В процессе погружения участников проекта в игровую экскурсионную программу поезда «Малая Родина – Брестчина!» в соответствии с избранной ролью проходит социальная адаптация детей и осознание их собственной значимости в движении поезда «Малая Родина – Брестчина!». Оздоровительная составляющая жизни смены – это ежедневная утренняя зарядка с волонтерами, увлекательные спортивные состязания, которые позволяют детям развивать свои физические способности. Творческая и интеллектуальная составляющая – раскрыть свои способности, почувствовать свою значимость в жизни родного края.
Деятельность проекта осуществляется в соответствии с ценностями личностно-ориентированной педагогики и современными требованиями к организации воспитания, обучения и оздоровления учащихся.
Воспитательную основу социально-педагогического проекта составляет принцип гуманизма. Атмосфера доброжелательности и сотрудничества помогает ребенку раскрыться как личность и получить социальное признание.
При разработке проекта инициативная группа учитывала следующие положения:
- временность коллектива,
- разнообразные интересы,
- возрастные особенности детей,
- социальный статус ребенка.
Проект развивает интерес у ребят к народной культуре, их духовность, воспитывает уважение к традициям родного края. Именно он наиболее полно и эффективно позволяет реализовать ресурс свободного времени детей.
Воспитатели руководят и с помощью волонтеров организуют отдых детей. В проведенных мероприятиях удовлетворяются интересы детей. Здесь они обучаются конкретному делу, обретая соответствующие практические навыки, учатся анализировать, сравнивать предметы искусства. Осмысливая и планируя свои действия, ребята видят, ощущают, анализируют собственный успех, рост. Через эстетическое развитие у них формируется художественный вкус, развивается культура труда, уважение к себе и другим труженикам.
Проект реализуется на базе: Воспитательно-оздоровительного учре6ждения образования оздоровительный лагерь «Солнышко» ГУО «Средняя школа д. Знаменка»
Срок реализации проекта: сентябрь-ноябрь 2019 года.
Участники проекта:
Целевая группа – 35 учащихся 1-5 классов (6-10 лет) ГУО «Средняя школа д.Знаменка»
Инициативная группа – педагог-организатор, актив ПО ОО «БРСМ», актив Пионерской дружины имени В.Н. Карвата ГУО «Средняя школа д. Знаменка».
Рабочая группа – ПО ОО «БРСМ» ГУО «Средняя школа д. Знаменка», специалисты учреждения образования (администрация школы, педагог-организатор, СППС, воспитатели, библиотекарь), инспектор ИДН, СДК д. Знаменка, Сельская библиотека д. Знаменка, ПОГЗ - 13, и др. заинтересованные организации).
Проект разработан на основе следующих документов:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании.
- Закон Республики Беларусь «Об основах молодежной политики».
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
- Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
- Инструктивно-методическое письмо «Об организации воспитательной и идеологической работы на 2019-2020 учебный год».
- Устав ГУО «Средняя школа д. Знаменка».
- Методические рекомендации в помощь организаторам осеннего отдыха 2019
Определение проблемного поля проекта
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
2019 год в Беларуси решено объявить Годом малой родины. На принятие такого решения подвигли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека, пояснил президент. «Она многолика. Для одних — это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других — кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя. А для тех, кто уехал искать счастье в другие страны, малой родиной стала Беларусь», — цитирует А.Г. Лукашенко.
Пришло время каждому не только вспомнить о своих корнях, о месте, где осталась частичка души, но и отдать долг этому клочку земли, подчеркнул президент.
«Очень хочется, чтобы помощь шла от сердца, стала собственной инициативой. Она может быть материальной, созидательной, просветительской, творческой — кто как может и кто сколько может. Зависит от возможностей, фантазии и желания каждого. Настал момент проявить себя и вписать свое имя в историю этой малой родины, этого клочка нашей земли», — сказал Лукашенко.
По его словам, «человек, который вырос в деревне, среди полей, лесов и рек, знает, какой силой и энергией наполняет природа всех, кто с нею близок». «Куда бы потом ни забросила судьба, он пронесет эту связь через всю свою жизнь. И Родина навсегда останется в его сердце», — сказал глава государств.
Проведенное среди учащихся 1-5 классов нашей школы исследование показало:
У 65 % детей наблюдается низкий уровень знаний об историко-культурном наследии своей малой Родины.
Учреждением образования созданы условия для получения знаний учащимися о своей Малой Родине, однако, результаты диагностики показывают, что этой работы недостаточно. Поэтому возникла необходимость в реализации проекта.
Важным ресурсом в повышении уровня знаний о своей Малой Родине организаторы проекта определяют оздоровительный лагерь. Дети не только обучаются, но и принимают активное участие в закладке истории Родного края.
Цель и задачи проекта
Цель:
создание условий для формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания посредствам привлечения их к историко-культурному наследию родного края.
Задачи:
- Создать условия для организованного отдыха и укрепления здоровья детей.
- Формировать активную гражданскую позицию и повышение уровня правовой культуры.
- Формировать потребность в здоровом образе жизни, повышении санитарно-гигиенической культуры, формирование ответственного отношения к своему здоровью и своей жизни.
- Формировать бережное отношение к миру, живой и неживой природе.
- Приобщать воспитанников к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление на основе самореализации и индивидуальном личностном потенциале.
- Воспитать гражданственность и патриотизм, политическую культуру личности, формировать национальные и общечеловеческие качества личности, самосознания.
Условия реализации проекта
- Необходимая материально-техническая база.
- Участие учащихся в реальной социально-значимой деятельности своей Малой Родины.
- Методическое обеспечение деятельности в рамках проекта календарно-тематический план мероприятий оздоровительного лагеря.
- Интеграция со специалистами школы.
- Информационное обеспечение деятельности через различные формы отображения хода реализации проекта: информационные стенды, информация для педагогов, сайт школы.
- Аналитическое обеспечение хода реализации проекта: своевременная диагностика особенностей реализации задач проекта, выработка на этой основе практических рекомендаций по коррекции педагогического процесса.
Ожидаемые результаты
- Укрепление здоровья детей.
- Умение выражать свое собственное мнение, свою гражданскую позицию, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Формирование потребности к ведению здорового образа жизни
- Проявление внимания и уважения к близким, к пожилым людям, оказание посильной помощи, восстановление лесных массивов малой родины.
- Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
- Освоение доступных знаний об истории родного края, о менталитете белорусского народа.
Игровая модель проекта
Проект предполагает сценарий сюжета, основанного на погружении участников в ролевую игру Поезд «Малая Родина – Брестчина!». По замыслу все учащиеся оздоровительного лагеря «Солнышко» становятся пассажирами Поезда «Малая Родина – Брестчина!».
Управляет поездом машинист – директор лагеря, и помощник машиниста – старшая воспитатель. Проводниками поезда являются воспитатели лагеря, а сопровождают и всячески помогают детям волонтеры ОО БРПО, п/о ОО БРСМ школы.
Движение поезда осуществляется по экскурсионному маршруту с шестью тематическими остановочными пунктами. Каждая станция имеет свое название и свою воспитательную цель, продолжительность станции – один лагерный день. На каждой станции пассажиры укрепляют свое физическое здоровье, изучают тематическую литературу, обучаются навыкам коллективно-прикладного дела, проходят тематические испытания, развивают свои возможности и способности, реализуют социальные и творческие инициативы. По пути следования поезда пассажиры посещают различные учреждения, а также к пассажирам на станциях «подсаживаются» специалисты различных социальных учреждений, в соответствии с тематикой станции. По итогам каждого дня определяются и награждаются самые активные пассажиры поезда.
Очень важным является участие пассажиров в мероприятиях, особенно в социально-значимых акциях, проводимых в лагере. Именно социально-значимая деятельность дает возможность детям оставить свой след в истории развития Малой Родины.
ЛЕГЕНДА СМЕНЫ
Рассказ о Родине
Красиво и певуче звучит слово «Родина». Одна у человека мать, одна у него и Родина. «Нет лучше дружка, чем родимая матушка», – говорит белорус. Мила ему мать, мила и Родина.
Всё в Беларуси нам, одинаково дорого и мило: плачущие ивы и белоствольные берёзки, песни косарей и жниц, торжественный гул колоколов и праздничные хороводы, белорусские сказки и песни, памятники родной старины.
Здесь всё наше дорогое: родимый дом, товарищи, виды, ласкающие наш детский взор – все это делает Родину драгоценной для нашего сердца на всю жизнь.
У каждого человека своя малая родина – место, где он родился, рос, учился, играл и провел свое детство. Для всех Беларусь – наше дорогое Отечество.
Матушкой мы ее зовем за то, что она, как добрая мать, кормит нас своим хлебом, поит своей водою, учит своему языку, защищает от врагов. Она для нас – святая страна, ибо мы дорожим ею и чтим ее, как святыню.
Родина! Да не узнай вовек распрей и войн, битв и сражений. Пусть на твоих просторах всегда царит мир, светит над тобой солнце золотое, а небо для тебя будет голубое и мирное.
Механизм реализации проекта
Задачи |
Средства реализации |
Ожидаемый результат |
Организационно-адаптационный этап |
||
Создание условий для реализации проекта |
Организовать работу педагогического коллектива в соответствии с моделью проекта |
Комплектование педагогических кадров; Планирование оздоровительного лагеря; Разработка плана мероприятий оздоровительного лагеря; Согласование с организациями и учреждениями и разработка маршрута экскурсий и встреч с специалистами социальных учреждений. |
Создание условий для социальной адаптации и личностного роста учащихся |
Мероприятия на знакомство и сплочение коллектива. Проведение занятий с элементами тренинга. Посвящение в игровую модель проекта. Организация социально-значимой деятельности учащихся. |
Знакомство с группой; Формирование доброжелательного отношения друг к другу; Налаживание контакта; Снятие эмоционального напряжения; Поднятие настроения; Введение в игровую модель проекта; Выявление интересов учащихся, уровня готовности к восприятию проекта. |
Основной этап |
||
Создание условий для организованного отдыха и укрепления здоровья детей |
Организация работы оздоровительного лагеря. Планирование оздоровительных мероприятий. |
Активное участие в проводимых оздоровительных мероприятиях лагеря. Укрепление здоровья участников проекта. |
Создание условий для формирования активной гражданской позиции и повышения уровня правовой культуры. |
Психолого-педагогическое консультирование участников смены. |
Умение выражать свое собственное мнение, свою гражданскую позицию, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. |
Создать условия для формирования потребности в здоровом образе жизни, повышении санитарно-гигиенической культуры, формирование ответственного отношения к своему здоровью и своей жизни. |
Планирование и проведение спортивных мероприятий. Ежедневное проведение минуток здоровья, спортивных часов. |
Формирование у участников проекта потребности к ведению здорового образа жизни
|
Создать условия для формирования бережного отношение к миру, живой и неживой природе. |
Планирование и проведение социально-значимых акций |
Проявление внимания и уважения к близким, к пожилым людям, оказание посильной помощи, восстановление лесных массивов малой родины.
|
Создать условия для развития творческого мышления на основе самореализации и индивидуальном личностном потенциале. |
Планирование и проведение выставок, конкурсов, спортивно-патриотических мероприятий, других видов деятельности. |
Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
|
Создать условия для воспитания гражданственности и патриотизма, политической культуры личности, формирование национальных и общечеловеческих качеств личности, самосознания. |
Планирование и проведение мероприятий по привлечение участников к историко-культурному наследию родного края. |
Освоение доступных знаний об истории родного края, о менталитете белорусского народа. |
Заключительный этап |
||
Формирование эмоционально-позитивного восприятия оздоровительного лагеря |
Организация итогового мероприятия лагеря. Проведение диагностики. Обработка и оформление материалов оздоровительного лагеря |
Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания. Освещение положительного опыта работы в СМИ, на сайте школы.
|
Заключение
Родина… В этом слове близкие каждому образу: мать и отец, те, кто дарит новую жизнь. Любовь к близким людям, к школе, к родной деревне и родной стране играют роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как невелика наша страна, но человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Педагогические, психологические, организационные условия, созданные в оздоровительном лагере «Солнышко», способствовали формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания посредствам привлечения их к историко-культурному наследию родного края.
Показателем эффективности проекта поезд «Малая Родина – Брестчина» является повышение уровня знаний участников о своей Родине, осознание их собственной значимости в развитии Малой Родины. Воспитателями и волонтерами удалось в доступной форме донести большое количество полезной информации о Республике Беларусь, Брестчине, Знаменке – Родине участников. Участие в данном проекте помогло учащимся повысить уровень знаний о родном крае, раскрыть свой творческий потенциал, применить свои способности на практике. Проект позволил разнообразить свободное время участников проекта, обеспечить полезную занятость учащихся в каникулярное время.
Инициативная группа проекта считает, что поставленные цель и задачи реализовались за время проведения проекта. В будущем возможно продолжение проекта с углублением в историю и традиции отдельных областей Республики Беларусь.
Литература
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
- Положение об учреждении общего среднего образования утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283. (с изменениями и дополнениями от 04.02.2014 № 9 и от 10.04.2014 № 38).
- Типовой учебный план общего среднего образования на 2018/2019 учебный год.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 24 от 12.04.2016.2. Закон Республики Беларусь «Об основах молодежной политики».
- Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 120. – 2/1133..
- Инструктивно-методическое письмо «Об организации воспитательной и идеологической работы на 2018-2019 учебный год».
- Устав ГУО «Средняя школа д. Знаменка».
- Методические рекомендации в помощь организаторам осеннего отдыха 20185.Как не любить мне эту землю! Исторические чтения. Виртуальное путешествие к памятникам. Цикл часов искусства. Праздник белорусского стола / [ред.-сост. Л. В. Нестерович]. – Минск: Красико-Принт, 2013.
- Литература – ключ к другим народам: литературные часы, обзоры, викторины, устные журналы / [ред.-сост. Л. В. Нестерович]. – Минск, Красико-Принт, 2012. – 175 с.
- На крылах творчасці: зборнік сцэнарыяў культурна-відовішчных праграм / Санаторна-курортнае унітарнае прадпрыемства "Белаграздраўніца" Беларускага саюза калгасаў; [аўт. -уклад. і ўступ. арт. П. А. Гуд; рэд. Е. А. Янулевіч].
- Как вести за собой. Большая книга вожатого/ Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Куприянов, Б.В. Ролевая игра в детском загородном лагере: Методика проведения игровой тематической смены / Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
- Интернет ресурсы.