Поезд "Малая Родина - Брестчина"

Отдел по образованию Брестского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя школа д. Знаменка»

Воспитательно-оздоровительное учреждение образования

Оздоровительный лагерь «Солнышко»

 

 

Социально-педагогический проект смены осеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Поезд

«Малая Родина – Брестчина»

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Знаменка 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Автор: Торосян Елена Константиновна,

                                                                                 Педагог-организатор

 

 

 

 

 

 

Введение

Разработка социально-педагогический проекта Поезд «Малая Родина – Брестчина» по организации досуга и оздоровления детей во время осенних каникул была обусловлена рядом актуальных задач:

  1. Привлечение внимания учащихся к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.
  2. Расширение кругозора учащихся, изучая исторический материал о своей малой Родине.
  3. Формирование гражданской позиции учащихся, чувства принадлежности к своему краю, к его истории, подведение к осознанию своей роли и места в процессе развития родного края.

Приоритетные направления, определяющие концепцию и пути реализации проекта:

Создание целостной здоровьесберегающей образовательной среды;

Социализация детей и подростков через привлечение их к социально-значимой деятельности, к историко-культурному наследию родного края;

Обогащение ребенка собственного нравственного внутреннего мира посредством приобщения к историко-культурному наследию родного края;

Образовательный отдых детей, способствующий эффективному и продуктивному использованию каникулярного времени не только для их оздоровления и отдыха, но и для развития личности.

Реализация этих направлений предполагает досуг, оздоровление и дополнительное образование детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря и предоставляет участникам лагеря возможность продемонстрировать свои собственные знания, умения, способности и возможности; приобрести определенные знания и умения. 

Социально-педагогическую основу проекта составляет идея игрового моделирования движения поезда по экскурсионному маршруту с тематическими остановочными пунктами. В процессе погружения участников проекта в игровую экскурсионную программу поезда «Малая Родина – Брестчина!» в соответствии с избранной ролью проходит социальная адаптация детей и осознание их собственной значимости в движении поезда «Малая Родина – Брестчина!». Оздоровительная составляющая жизни смены – это ежедневная утренняя зарядка с волонтерами, увлекательные спортивные состязания, которые позволяют детям развивать свои физические способности. Творческая и интеллектуальная составляющая – раскрыть свои способности, почувствовать свою значимость в жизни родного края.

Деятельность проекта осуществляется в соответствии с ценностями личностно-ориентированной педагогики и современными требованиями к организации воспитания, обучения и оздоровления учащихся.

Воспитательную основу социально-педагогического проекта составляет принцип гуманизма. Атмосфера доброжелательности и сотрудничества помогает ребенку раскрыться как личность и получить социальное признание.

При разработке проекта инициативная группа учитывала следующие положения:

  • временность коллектива,
  • разнообразные интересы,
  • возрастные особенности детей,
  • социальный статус ребенка.

Проект развивает интерес у ребят к народной культуре, их духовность, воспитывает уважение к традициям родного края. Именно он наиболее полно и эффективно позволяет реализовать ресурс свободного времени детей.

Воспитатели руководят и с помощью волонтеров организуют отдых детей. В проведенных мероприятиях удовлетворяются интересы детей. Здесь они обучаются конкретному делу, обретая соответствующие практические навыки, учатся анализировать, сравнивать предметы искусства. Осмысливая и планируя свои действия, ребята видят, ощущают, анализируют собственный успех, рост. Через эстетическое развитие у них формируется художественный вкус, развивается культура труда, уважение к себе и другим труженикам.

Проект реализуется на базе: Воспитательно-оздоровительного учре6ждения образования оздоровительный лагерь «Солнышко» ГУО «Средняя школа д. Знаменка»

Срок реализации проекта: сентябрь-ноябрь 2019 года.

Участники проекта:

Целевая группа – 35 учащихся 1-5 классов (6-10 лет) ГУО «Средняя школа д.Знаменка»

Инициативная группа – педагог-организатор, актив ПО ОО «БРСМ», актив Пионерской дружины имени В.Н. Карвата ГУО «Средняя школа д. Знаменка».

Рабочая группа – ПО ОО «БРСМ» ГУО «Средняя школа д. Знаменка», специалисты учреждения образования (администрация школы, педагог-организатор, СППС, воспитатели, библиотекарь), инспектор ИДН, СДК д. Знаменка, Сельская библиотека д. Знаменка, ПОГЗ  - 13, и др. заинтересованные организации).

 

Проект разработан на основе следующих документов:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Закон Республики Беларусь «Об основах молодежной политики».
  3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
  4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
  5. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
  6. Инструктивно-методическое письмо «Об организации воспитательной и идеологической работы на 2019-2020 учебный год».
  7. Устав ГУО «Средняя школа д. Знаменка».
  8. Методические рекомендации в помощь организаторам осеннего отдыха 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение проблемного поля проекта

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

 как нельзя жить без сердца»

  К. Паустовский

2019 год в Беларуси решено объявить Годом малой родины. На принятие такого решения подвигли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека, пояснил президент. «Она многолика. Для одних — это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других — кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя. А для тех, кто уехал искать счастье в другие страны, малой родиной стала Беларусь», — цитирует А.Г. Лукашенко. 

Пришло время каждому не только вспомнить о своих корнях, о месте, где осталась частичка души, но и отдать долг этому клочку земли, подчеркнул президент.

«Очень хочется, чтобы помощь шла от сердца, стала собственной инициативой. Она может быть материальной, созидательной, просветительской, творческой — кто как может и кто сколько может. Зависит от возможностей, фантазии и желания каждого. Настал момент проявить себя и вписать свое имя в историю этой малой родины, этого клочка нашей земли», — сказал Лукашенко.

По его словам, «человек, который вырос в деревне, среди полей, лесов и рек, знает, какой силой и энергией наполняет природа всех, кто с нею близок». «Куда бы потом ни забросила судьба, он пронесет эту связь через всю свою жизнь. И Родина навсегда останется в его сердце», — сказал глава государств.

Проведенное среди учащихся 1-5 классов нашей школы исследование показало:

У 65 % детей наблюдается низкий уровень знаний об историко-культурном наследии своей малой Родины.

Учреждением образования созданы условия для получения знаний учащимися о своей Малой Родине, однако, результаты диагностики показывают, что этой работы недостаточно. Поэтому возникла необходимость в реализации проекта.

Важным ресурсом в повышении уровня знаний о своей Малой Родине организаторы проекта определяют оздоровительный лагерь. Дети не только обучаются, но и принимают активное участие в закладке истории Родного края.

Цель и задачи проекта

 

Цель:

 создание условий для формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания посредствам привлечения их к историко-культурному наследию родного края. 

Задачи

  1. Создать условия для организованного отдыха и укрепления здоровья детей.
  2. Формировать активную гражданскую позицию и повышение уровня правовой культуры.
  3. Формировать потребность в здоровом образе жизни, повышении санитарно-гигиенической культуры, формирование ответственного отношения к своему здоровью и своей жизни.
  4. Формировать бережное отношение к миру, живой и неживой природе.
  5. Приобщать воспитанников к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление на основе самореализации и индивидуальном личностном потенциале.
  6. Воспитать гражданственность и патриотизм, политическую культуру личности, формировать национальные и общечеловеческие качества личности, самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации проекта

  1. Необходимая материально-техническая база.
  2. Участие учащихся в реальной социально-значимой деятельности своей Малой Родины.
  3. Методическое обеспечение деятельности в рамках проекта календарно-тематический план мероприятий оздоровительного лагеря.
  4. Интеграция со специалистами школы.
  5. Информационное обеспечение деятельности через различные формы отображения хода реализации проекта: информационные стенды, информация для педагогов, сайт школы.
  6. Аналитическое обеспечение хода реализации проекта: своевременная диагностика особенностей реализации задач проекта, выработка на этой основе практических рекомендаций по коррекции педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

  1. Укрепление здоровья детей.
  2. Умение выражать свое собственное мнение, свою гражданскую позицию, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Формирование потребности к ведению здорового образа жизни
  4. Проявление внимания и уважения к близким, к пожилым людям, оказание посильной помощи, восстановление лесных массивов малой родины.
  5. Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
  6. Освоение доступных знаний об истории родного края, о менталитете белорусского народа.

 

Игровая модель проекта

Проект предполагает сценарий сюжета, основанного на погружении участников в ролевую игру Поезд «Малая Родина – Брестчина!». По замыслу все учащиеся оздоровительного лагеря «Солнышко» становятся пассажирами Поезда «Малая Родина – Брестчина!».

Управляет поездом машинист – директор лагеря, и помощник машиниста – старшая воспитатель. Проводниками поезда являются воспитатели лагеря, а сопровождают и всячески помогают детям волонтеры ОО БРПО, п/о ОО БРСМ школы.  

Движение поезда осуществляется по экскурсионному маршруту с шестью тематическими остановочными пунктами. Каждая станция имеет свое название и свою воспитательную цель, продолжительность станции – один лагерный день. На каждой станции пассажиры укрепляют свое физическое здоровье, изучают тематическую литературу, обучаются навыкам коллективно-прикладного дела, проходят тематические испытания, развивают свои возможности и способности, реализуют социальные и творческие инициативы. По пути следования поезда пассажиры посещают различные учреждения, а также к пассажирам на станциях «подсаживаются» специалисты различных социальных учреждений, в соответствии с тематикой станции. По итогам каждого дня определяются и награждаются самые активные пассажиры поезда.  

Очень важным является участие пассажиров в мероприятиях, особенно в социально-значимых акциях, проводимых в лагере. Именно социально-значимая деятельность дает возможность детям оставить свой след в истории развития Малой Родины.

ЛЕГЕНДА СМЕНЫ

Рассказ о Родине

Красиво и певуче звучит слово «Родина». Одна у человека мать, одна у него и Родина. «Нет лучше дружка, чем родимая матушка», – говорит белорус. Мила ему мать, мила и Родина.

Всё в Беларуси нам, одинаково дорого и мило: плачущие ивы и белоствольные берёзки, песни косарей и жниц, торжественный гул колоколов и праздничные хороводы, белорусские сказки и песни, памятники родной старины.

Здесь всё наше дорогое: родимый дом, товарищи, виды, ласкающие наш детский взор – все это делает Родину драгоценной для нашего сердца на всю жизнь.

У каждого человека своя малая родина – место, где он родился, рос, учился, играл и провел свое детство. Для всех Беларусь – наше дорогое Отечество.

Матушкой мы ее зовем за то, что она, как добрая мать, кормит нас своим хлебом, поит своей водою, учит своему языку, защищает от врагов. Она для нас – святая страна, ибо мы дорожим ею и чтим ее, как святыню.

Родина! Да не узнай вовек распрей и войн, битв и сражений. Пусть на твоих просторах всегда царит мир, светит над тобой солнце золотое, а небо для тебя будет голубое и мирное.

 

Механизм реализации проекта

Задачи

Средства реализации

Ожидаемый результат

Организационно-адаптационный этап

Создание условий для реализации проекта

Организовать работу педагогического коллектива в соответствии с моделью проекта

Комплектование педагогических кадров;

Планирование оздоровительного лагеря;

Разработка плана мероприятий оздоровительного лагеря;

Согласование с организациями и учреждениями и разработка маршрута экскурсий и встреч с специалистами социальных учреждений.

Создание условий для социальной адаптации и личностного роста учащихся

Мероприятия на знакомство и сплочение коллектива. Проведение занятий с элементами тренинга.

Посвящение в игровую модель проекта.

Организация социально-значимой деятельности учащихся.

Знакомство с группой; Формирование доброжелательного отношения друг к другу;

Налаживание контакта; Снятие эмоционального напряжения; Поднятие настроения;

Введение в игровую модель проекта;

Выявление интересов учащихся, уровня готовности к восприятию проекта.

Основной этап

Создание условий для организованного отдыха и укрепления здоровья детей

Организация работы оздоровительного лагеря. Планирование оздоровительных мероприятий.

Активное участие в проводимых оздоровительных мероприятиях лагеря. Укрепление здоровья участников проекта.

Создание условий для формирования активной гражданской позиции и повышения уровня правовой культуры.

Психолого-педагогическое консультирование участников смены.

Умение выражать свое собственное мнение, свою гражданскую позицию, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Создать условия для формирования потребности в здоровом образе жизни, повышении санитарно-гигиенической культуры, формирование ответственного отношения к своему здоровью и своей жизни.

Планирование и проведение спортивных мероприятий. Ежедневное проведение минуток здоровья, спортивных часов.

Формирование у участников проекта потребности к ведению здорового образа жизни

 

Создать условия для формирования бережного отношение к миру, живой и неживой природе.

Планирование и проведение социально-значимых акций

Проявление внимания и уважения к близким, к пожилым людям, оказание посильной помощи, восстановление лесных массивов малой родины.

 

Создать условия для развития творческого мышления на основе самореализации и индивидуальном личностном потенциале.

Планирование и проведение выставок, конкурсов, спортивно-патриотических мероприятий, других видов деятельности.

Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.

 

Создать условия для воспитания гражданственности и патриотизма, политической культуры личности, формирование национальных и общечеловеческих качеств личности, самосознания.

Планирование и проведение мероприятий по привлечение участников к историко-культурному наследию родного края.

Освоение доступных знаний об истории родного края, о менталитете белорусского народа.

Заключительный этап

Формирование эмоционально-позитивного восприятия оздоровительного лагеря

Организация итогового мероприятия лагеря.

Проведение диагностики.

Обработка и оформление материалов оздоровительного лагеря

Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания.

Освещение положительного опыта работы в СМИ, на сайте школы.

 

 

 

Заключение

Родина… В этом слове близкие каждому образу: мать и отец, те, кто дарит новую жизнь. Любовь к близким людям, к школе, к родной деревне и родной стране играют роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как невелика наша страна, но человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

         Педагогические, психологические, организационные условия, созданные в оздоровительном лагере «Солнышко», способствовали формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания посредствам привлечения их к историко-культурному наследию родного края.

         Показателем эффективности проекта  поезд «Малая Родина – Брестчина» является повышение уровня знаний участников о своей Родине, осознание их собственной значимости в развитии Малой Родины. Воспитателями и волонтерами удалось в доступной форме донести большое количество полезной информации о Республике Беларусь, Брестчине, Знаменке – Родине участников. Участие в данном проекте помогло учащимся повысить уровень знаний о родном крае, раскрыть свой творческий потенциал, применить свои способности на практике. Проект позволил разнообразить свободное время участников проекта, обеспечить полезную занятость учащихся в каникулярное время.

         Инициативная группа проекта считает, что поставленные цель и задачи реализовались за время проведения проекта. В будущем возможно продолжение проекта с углублением в историю и традиции отдельных областей Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
  2. Положение об учреждении общего среднего образования утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283. (с изменениями и дополнениями от 04.02.2014 № 9 и от 10.04.2014 № 38).
  3. Типовой учебный план общего среднего образования на 2018/2019 учебный год.
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 24 от 12.04.2016.2. Закон Республики Беларусь «Об основах молодежной политики».
  5.  Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 120. – 2/1133..
  6. Инструктивно-методическое письмо «Об организации воспитательной и идеологической работы на 2018-2019 учебный год».
  7. Устав ГУО «Средняя школа д. Знаменка».
  8. Методические рекомендации в помощь организаторам осеннего отдыха 20185.Как не любить мне эту землю! Исторические чтения. Виртуальное путешествие к памятникам. Цикл часов искусства. Праздник белорусского стола / [ред.-сост. Л. В. Нестерович]. – Минск: Красико-Принт, 2013.
  9. Литература – ключ к другим народам: литературные часы, обзоры, викторины, устные журналы / [ред.-сост. Л. В. Нестерович]. – Минск, Красико-Принт, 2012. – 175 с.
  10. На крылах творчасці: зборнік сцэнарыяў культурна-відовішчных праграм / Санаторна-курортнае унітарнае прадпрыемства "Белаграздраўніца" Беларускага саюза калгасаў; [аўт. -уклад. і ўступ. арт. П. А. Гуд; рэд. Е. А. Янулевіч].
  11. Как вести за собой. Большая книга вожатого/ Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  12. Куприянов, Б.В. Ролевая игра в детском загородном лагере: Методика проведения игровой тематической смены / Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  13. Интернет ресурсы.