Отряд "Я+ты"

Проект "Я+ТЫ"

Наш отряд "Я+ТЫ" 

Социально-профилактический проект «Я + Ты»

Цель: профилактика неконструктивных форм взаимодействия в среде подростков.

Задачи: информирование учащихся о сущности понятия «конструктивное взаимодействие» и «неконструктивное взаимодействие»; совершенствование навыков управления своим эмоциональным состоянием; обучение сознательному контролю за собственным поведением в ситуациях неконструктивного взаимодействия; развитие умений выбора оптимальной стратегии поведения в ситуации неконструктивного взаимодействия; развитие способностей поддерживать дружескую атмосферу в коллективе.

В рамках профилактической программы «Я + Ты» разработана серия воспитательных занятий с учащимися подросткового возраста. Каждое занятие имеет определенную структуру: приветствие (цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы); основная часть; рефлексия (цель: выработка навыков анализа собственного поведения и ситуаций, осознание своего психологического состояния); прощание (создание ощущения завершенности). Каждое занятие рассчитано на 45 минут. Частота проведения – один раз в неделю.

Занятие №1 «Я среди людей» (цель: устранение барьеров общения, снятие эмоционального напряжения в группе): приветствие, упражнение «Приветствие» (цель: сообщить учащимся о необходимости правилах и условиях работы группы); основная часть, упражнение «Какие бывают улыбки» (цель: снятие психологического напряжения), «Улыбнись другому» (цель: установление теплого эмоционального контакта, формирование чувства близости со сверстниками), игра «Через стекло» (цель: установление позитивных и доверительных отношений между учащимися в классе); рефлексия; прощание.

Занятие №2 «Познай самого себя» (цель: акцентировать внимание участников занятия на своих личностных особенностях и на их связи с качеством взаимодействия с окружающими людьми; сформировать конструктивное восприятие себя в общении): приветствие, игра «Волшебные сундучки» (цель: снятие психологического и негативного напряжения, создание позитивного отношения друг к другу); основная часть, упражнение «Встреча» (цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; создать веселую игровую, свободную от барьеров и страхов атмосферу в группе), дискуссия «Какие качества личности важны для успешного общения?» (цель: рефлексия перечня навыков и умений, способствующих успешному общению, преодоление трудностей и конфликтов); рефлексия; прощание, игра «Я не такой как все, и все мы разные» (цель: повышение самооценки и уверенности в себе, поиск достоинства в других).

Занятие №3 «А знаете ли вы..?» (цель: воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения способности к принятию конструктивных решений в конфликтных ситуациях): приветствие, игра «Привет» (цель: привлечение внимания участников, настройка их на работу); основная часть, беседа «Мое право» (цель: ознакомить участников с их правами и обязанностями в общении со сверстниками), упражнение «Рассерженные шарики» (цель: анализ проблемы неконструктивного взаимодействия, осуществления поиска путей ее решения); рефлексия; прощание, игра «Мы одна семья» (цель: формирование позитивных эмоций, завершение работы).

Занятие №4 «Мой выбор» (цель: обоснование важности использования конструктивных форм взаимодействия в обществе сверстников): приветствие, психологическая разминка (цель: настройка на работу); основная часть, диспут «Классный устав» (цель: создание чувства безопасности в классе путем информирования о возможных способах защиты своих прав и свобод); рефлексия; прощание, игра «Передача ритма» (цель: создании атмосферы психологической поддержки, коллективного сотрудничества).

Занятие №5 «Учимся общаться» (цель: обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях): приветствие; основная часть, разыгрывание проблемной ситуации «Разыгрывание ситуаций» (цель: поиск конструктивных путей разрешения проблемной ситуации), арт-терапевтическое упражнение «Групповой рисунок» (цель: прочувствование важного момента, когда каждый думает о своем и никто – о твоем); рефлексия; прощание.

Занятие №6 «Мое поведение» (цель: обучение учащихся конструктивным формам поведения): приветствие; основная часть, решение моральных дилемм (цель: развитие умений находить выход из сложных жизненных ситуаций, используя конструктивные способы решения), игра «Достойный ответ» (цель: анализ характеристик, определяющих стиль воздействия); рефлексия; прощание, упражнение «Вздохи» (цель: развитие чувства эмпатии).

Занятие №7 «Управляем процессом общения» (цель: развитие культуры общения): приветствие, упражнение «Любовь и ярость» (цель: распознание своего эмоционального состояния, формирование умения справляться с негативными эмоциями); основная часть, упражнение «Пойми другого» (цель: развитие внимания к эмоциональному состоянию партнера), проигрывание проблемной ситуации «Как бы ты поступил?» (цель: совершенствование навыка культурного поведения, выбора конструктивного разрешения проблемной ситуации), игра «Мой хороший попугай» (цель: совершенствование чувства эмпатии, умения работать в группе); рефлексия; прощание.

Занятие №8 «Давай поговорим» (цель: развитие культуры общения): приветствие, упражнение «От злости к любви» (цель: распознание своего эмоционального состояния, развитие умения справляться с негативными эмоциями); основная часть, игра «Улыбнись-ка!» (цель: совершенствование навыка управления своими эмоциями), прочтение стихотворения «Старинный дом» (цель: показать важность совершенствования культуры поведения), упражнение «Наши конфликты» (цель: выработка навыков активного слушания); рефлексия; прощание, упражнение «Вы прекрасны» (цель: развитие внимания к сверстникам).

Занятие №9 «Я и коллектив» (цель: рефлексия проделанной работы): приветствие; основная часть, упражнение «Решительный отказ» (цель: пробуждение себя к совершенствованию), игра «Мой портрет в лучах солнца».

 

 

Профилактическая программа «Я + Ты»

Занятие №1 «Я среди людей»

Цель: устранение барьеров общения, снятие эмоционального напряжения в группе.

Оборудование: магниты, плакат «Наши правила».

Ход занятия.

1.Приветствие.                                         

Цель: сообщить учащимся о необходимости правилах и условиях работы группы.

- Рада приветствовать всех вас здесь! Мы собрались здесь для того, чтобы приоб­рести новый опыт общения, подняться на новый уровень в своем умении общаться с дру­гими людьми, понимать их мысли, чувства, мотивы их поступков. Для этого необходимо научиться более тонко воспринимать людей, выделять отдельные элементы поведения человека в общении и анализировать их, на основе полученной таким образом информа­ции управлять процессом общения. Интуитивно вы все более или менее эффективно умее­те это делать, но для дальнейшего роста нужно сделать следующий шаг - от общения ин­туитивного к общению, осознаваемому и сознательно управляемому. Будет нам непросто, но мы попробуем справится с этой нелегкой задачей.

Но прежде всего нам необходимо договориться о совпадении определенных правил общения в группе. Это необходимо для поддержания атмосферы, способствующей эффек­тивному нашему с вами взаимодействию. Эти правила регулируют процесс общения та­ким образом, чтобы оно не заходило в тупик при столкновении интересов разных людей, т.е. по сути своей - это наш с вами внутригрупповой «этикет». Итак, правила таковы (вы­вешивается плакат на доску):

  1. Каждый должен говорить только от своего имени, не расписываясь за других. Когда хотите высказать свою мысль, говорите: «Я считаю...», «Я не умею...», «Я не могу...», но не «Мы не умеем...», «Все так делают...», «Нам трудно...». Таким образом мы учимся отвечать за свои слова и поступки.
  2. Нужно избегать высказывания оценочных суждений, не оценивать качества и действия других людей, если они вас об этом не просят. Только уважая суверенитет дру­гого можно рассчитывать на то, что и он будет уважать твой суверенитет.
  3. Нужно говорить то, что чувствуешь сам, говорить о себе в связи с другими, о своей реакции воздействия со стороны других.
  4. Нужно говорить здесь и теперь, высказывать посетившие тебя мысли, говорить о своих чувствах, реагировать на воздействия «не отходя от кассы», не откладывая, чтобы недосказанное не беспокоило, не портило жизнь в будущем. Именно поэтому нельзя ухо­дить, прятаться в себя, даже если приходится очень трудно, в этом случае лучше просить помощи у сверстников.
  5. Конфиденциальность происходящего в группе. В противном случае наше обще­ние останется на обыденном уровне, и необходимая для эффективного общения атмосфе­ра не сложится.

Мы должны договориться выполнять эти правила, ведь таким образом мы создаем особую ситуацию общения. (Обсуждение с детьми: их высказывания, предложения, вопросы, дополнения к основным правилам).

  1. Основная часть.

Упражнение «Какие бывают улыбки».

Цель: снятие психологического напряжения. Ход упражнения: (Дети сидят в кругу)

- Сейчас мы с вами будем по кругу перебрасывать друг другу мяч, каждый раз го­воря, какие бывают улыбки, какими словами их можно характеризовать (добрая, ласковая, нежная, беззаботная, счастливая и т. п.). После того как свое определение улыбки даст по­следний участник, мы попробуем назвать все данные вами определения в обратной после­довательности, так же перебрасывая друг другу мяч.

Упражнение «Улыбнись другому».

Цель: установление теплого эмоционального контакта, формирование чувства бли­зости со сверстниками.

Ход упражнения: (Дети сидят по кругу).

- А теперь, в продолжении упражнения «Какие бывают улыбки», будем учиться дарить их друг другу. Выберем одного участника, который начнет упражнение. Задача очень проста: он должен улыбнуться своему соседу справа. Тот, в свою очередь, "передает" улыбку следующему участнику, и так далее до тех пор, пока улыбка не вернется к первому участнику.

- Что вы чувствовали, когда передавали и получали свои улыбки?

Игра «Через стекло».

Цель: установление позитивных и доверительных отношений между учащимися в классе.

Ход игры: (Упражнение выполняется в парах).

- Теперь попробуем общаться с помощью мимики и жестов. Вам необходимо ска­зать друг другу что-то, представив, что вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают никакие звуки. Тему сообщения можете придумать сами или например: "На улице очень холодно, а я забыл надеть шапку. Принеси ее, пожалуйста", "Принеси мне стакан сока, я хочу пить». Важно, чтобы тот, кто принимает сообщение, правильно выполнил просьбу своего товарища. Потом поменяемся ролями.

- На сколько точно вы поняли друг друга? — Что чувствовали, общаясь «через стекло»?

- Какие испытывали трудности?

  1. Рефлексия.

- Что вас удивило сегодня?

- Что вы поняли для себя?

- Что вы думаете по поводу нашего сегодняшнего занятия?

  1. Прощание.

- Наша сегодняшняя встреча подошла к концу, и сейчас мы разойдемся, но прежде пусть каждый из вас (по цепочке) попрощается со своим соседом справа так, чтобы тот ощутил желание снова вернуться в этот круг, почувствовал, что он здесь нужен и его здесь ждут. А он пусть ответит... Спасибо всем, до следующей встречи.

 

Занятие №2 «Познай самого себя»

Цель: акцентировать внимание участников занятия на своих личностных особенно­стях и на их связи с качеством взаимодействия с окружающими людьми; сформировать конструктивное восприятие себя в общении.

Оборудование: картонный сундучок, белые листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы

(Дети сидят по кругу)

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Скажите каждый сво­им соседям: «Здравствуйте, я рад тебя видеть!», так, чтобы он почувствовал, что вы дей­ствительно, по-настоящему рады. А ваш собеседник пусть искренне вам ответить.

Игра «Волшебные сундучки».                                                                                                                                                                                                                                                                  Цель: снятие психологического и негативного напряжения, создание позитивного отношения друг к другу.

- Я предлагаю вам подумать, какое у вас сейчас настроение, что вы чувствует. За­тем сложите все отрицательные эмоции: обиду, грусть, злость, страх в волшебный сундучок и выбросьте. Вместе с тем из другого сундучка (он яркий, красочный) можно взять себе те положительные эмоции, которые вы сами хотите, и желали бы подарить другим.

 

  1. Основная часть.

Упражнение «Встреча».

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; создать веселую игровую, свободную от барьеров и страхов атмосферу в группе.

- Начинаем свободное движение по комнате в достаточно быстром темпе. Не смот­рим на партнеров. Двигаемся погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем равномерно заполнить все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.

Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная за­держка - остановка, зрительный контакт - и вновь движение к следующей встрече. При­остановились - взгляд - движение. Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями (ра­дость, удивление, приветливость, безразличие).

Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута!

Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий. Если я произношу: "Локоть!" - значит, к локтю встречного прикладыва­ем свой локоть и останавливаемся, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» -значит, стоим плечо к плечу. «Колено!» - приставляем колено к колену. Все здесь люди достаточно взрослые, умеющие считать не только до двух, верно?! Поэтому, когда я назову три тела, вам придется объединиться в тройки, четыре части - в четверки. Продолжаем дви­гаться и пробуем выполнить это задание. «Спина, голова, колено!».

Давайте попробуем еще несколько конструкций! «Ладонь, лоб, затылок!» «Спина, колено, локоть, лоб!». Посмотрим, какие конструкции возникли теперь. Успокаиваем дыха­ние, расслабляемся.

Дискуссия «Какие качества личности важны для успешного общения?».

Цель: рефлексия перечня навыков и умений, способствующих успешному общению, преодоление трудностей и конфликтов.

(Дети делятся на две группы)

- Давайте теперь поговорим о тех коммуникативных навыках, которые способству­ют преодолению трудностей и конфликтов, успешности в общении, и попробуем составить список наиболее важных из этих качеств. Составляете список каждый в своих группах. Потом по очереди будем их зачитывать. В процессе об суждения пусть каждый из вас записы­вает на листках качества, выделяемые группой, а также те, которые считаете необходимыми упомянуть сами.

(Обсуждение списка навыков, умений, качеств, их ранжирование).

- Почему вы выделяете в своей группе именно эти качества?

- Есть ли отрицательные качества, которые могут помочь при общении?

Давайте попробуем проанализировать ваше поведение (каждого из нас) в процессе дискуссии. Может у кого-то есть вопросы к другим участникам? (Памятка ведущему. Качества, рекомендуемые для обсуждения:

  1. Положительные: эмпатия, доброжелательность, открытость, естественность, ис­кренность, конкретность, инициативность, непосредственность.
  2. Отрицательные: самоозабоченность, сверхреакция на эмоционально окрашенные слова, необоснованные перебивания, грубость.)
  3. Рефлексия.

- Что для вас было самым сложным?

- В какие моменты вы испытывали неловкость, стеснение?

- Чему новому вы научились сегодня?

  1. Прощание.

Игра «Я не такой как все, и все мы разные».

Цель: повышение самооценки и уверенности в себе, поиск достоинства в других.

- Сейчас я хочу вам предложить в течение 10-15 минут нарисовать цветными ка­рандашами или описать, что такое радость. Рисунок может быть конкретным, абстракт­ным и др. Ваши рисунки и описания положим в «Волшебный сундучок». Все тщательно перемешаем, и достанем. Рассмотрим их, передавая друг другу. Обратите, пожалуйста, внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость», на то, что люди по-разному понимают одни и те же вещи.

Все рисунки вместе составляют понятие «радость», а это значит, что каждый неза­меним, и это важное основание для того, чтобы он ощущал ценность свою и других.' '.

- На сегодня мы закончили, давайте попрощаемся: пусть каждый из вас возьмет за руки сидящего справа от себя и скажет ему напоследок нечто хорошее, чтобы тот почувствовал ваше теплое к нему отношение. И не забывайте отвечать на добрые сло­ва... Спасибо всем, до свидания.

 

 

Занятие №3 «А знаете ли вы?»

Цель: воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения способ­ности к принятию конструктивных решений в конфликтных ситуациях.

Оборудование: плакат «Мои права», воздушные шарики. Ход занятия.

  1. Приветствие. Игра «Привет».

Цель: привлечение внимания участников, настройка их на работу.

- Здравствуйте всем! Я очень рада всех вас видеть. Сейчас я вам прочитаю стихо­творение, а вы попробуйте каждую его строчку продолжить:

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему... С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой.,. При встрече через много лет вы крикните друзьям... И улыбнуться вам в ответ от слова доброго... И все вы вспомните совет: дарите всем друзьям... Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы...

  1. Основная часть. Беседа «Мое право».

Цель: ознакомить участников с их правами и обязанностями в общении со сверст­никами.

- Посмотрите на доску. Перед вами вывешены права, которыми обладает каждый человек при общении, и с этими правами непосредственно связаны и ваши обязанности, которые необходимо "соблюдать. Например, если у вас есть право на то, чтобы к вам отно­сились с уважением (Правило 1), то и вы обязаны уважительно относится к окружающим. Если у вас есть право сказать «нет» или вообще промолчать (Правило 2), то и вы обязаны признать, что это же могут сделать и другие.

Сейчас мы разделимся на группы (3-4 группы) и будем отвечать на вопросы, каса­ющиеся каждого из сформулированных выше прав:

  1. Какая обязанность соответствует этому праву?                                                             
  2. Согласны ли вы с тем, что у вас есть это право, и возникают ли препятствия, чтобы им воспользоваться?
  3. Согласны ли вы с тем, что такое право есть у любого человека?

(Права участников занятия: 1. У меня есть право на то, чтобы ко мне относились с уважением. 2. У меня есть право сказать «нет», «да», «я не понимаю» или не говорить ни­чего. 3. У меня есть право открыто выражать свои чувства. 4. У меня есть право делать ошибки. 5. У меня есть право принимать решения, которые не нравятся другим. 6. У меня есть право на поддержку.

Упражнение «Рассерженные шарики».

Цель: анализ проблемы неконструктивного взаимодействия, осуществления поиска путей ее решения.

- Ребята, давайте покажем, какой человек становится, когда он злиться. Вспомните такие ситуации из вашей жизни. Они происходят достаточно часто, практически каждый день. Каким он становится? - краснеет, раздувается. Скажите, похож он в это время на раздутый шарик? (надувается шарик, рисуются глаза, рот). Ребята, скажите, если этот ша­рик еще дальше будет сер диться, долго-долго, что с ним произойдет? Он будет от злости раздуваться, раздуваться и, в конце концов - он просто лопнет. Давайте проверим, так ли это? (дальше надувается шарик, пока он не лопнет).

Ребята, а что случится с человеком, который также долго будет злиться?.. Есть та­кая поговорка «Лопнул от злости», что это значит, действительно человек лопнул от зло­сти как шарик? А что с ним произошло? Когда человек лопается от злости, из него просто выходит вся накопленная злость, и он начинает драться, кусаться, обзываться, ругаться.

(Дети выстраиваются в две шеренги напротив, подальше друг от друга).

- Представьте себе, что вы - это надутый рассерженный шарик. Вы лопаетесь от злости, то есть начинаете драться, обзываться, ругаться. Скажите, а когда человек, вот так себя ведет, что он этим хочет сделать другому? (больно) Это хорошо?

А сейчас давайте надуем другой шарик, и будем выпускать из него воздух посте­пенно. Что случилось "с шариком? Попробуйте и вы разозлиться и медленно «выпустить» из себя злость, но не на товарища, а пытаться сдержать гнев и успокоиться.

- Что вам удавалось труднее всего?

- Что вы поняли для себя нового?

  1. Рефлексия.

-  Может быть, происходящее здесь о чем-то напомнило вам, о каких-то событиях вашей жизни, о чем-то значимом для вас?

Какие у вас остались ощущения после занятия?

  1. Прощание.

 

Игра «Мы одна семья».

Цель: формирование позитивных эмоций, завершение работы.

- Давайте все встанем в круг. Повторяйте за мной слова и выполняйте то, что я бу­ду говорить: «В этом круге все друзья, мы и вы, и ты, и я. Улыбнись тому, кто справа, улыбнись тому, кто слева - мы одна семья. В этом круге все друзья, мы, и вы, и ты, и я. Руку дай тому, кто справа, руку дай тому, кто слева - мы одна семья. В это круге все друзья, мы, и вы, и ты, и я. Обними того, кто справа, обними того, кто слева - мы одна се­мья».

- Спасибо всем большое за работу!

 

Занятие №4 «Мой выбор».

Цель: обоснование важности использования конструктивных форм взаимодействия в обществе сверстников.

Оборудование: бланки «Классный устав»                                                                                                                                                                                              

Ход занятия. 1. Приветствие.

- В структуре процесса общения можно выделить несколько его составляющих, каждая из которых несет свою, особую нагрузку, выполняют свою функцию. Так, обще­ние часто подразделяют на вербальное и невербальное. Первое осуществляется посред­ством слов и выполняет функцию передачи информации. Второе включает в себя такие компоненты, как интонации, мимика, жесты, взгляды, тактильное взаимодействие, язык тела. Наша задача - научится правильно использовать в общении как элементы вербаль­ного, так и элементы невербального общения. Должны уметь выбирать, в зависимости от ситуаций, необходимые выражения, такие, которые не «позволят» вам оказаться в роли грубого и невежливого человека, не обидят вашего собеседника. Правильно владеть свои­ми жестами и мимикой, чтобы не производить впечатление некультурного человека. Вы должны стараться контролировать свои мысли, слова, действия. Это очень сложно, но возможно.

Психологическая разминка. Цель: настройка на работу.

- Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете делать определенные действия:

  1. Прикоснитесь к кончику носа те, кто сегодня проснулся рано.
  2. Похлопайте в ладоши те, кто вчера катался на велосипеде.
  3. Прикоснитесь к правому уху те, у кого сегодня хорошее настроение.
  4. Топните одной ногой те, кто сегодня был активен на уроках.
  5. Улыбнитесь те, кто сегодня был вежлив. 2. Основная часть.

Диспут «Классный устав».

Цель: создание чувства безопасности в классе путем информирования о возможных способах защиты своих прав и свобод. (Дети делятся на три группы).

 В продолжение нашего разговора, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что для того, чтобы избегать неприятностей, конфликтных ситуаций в вашем классе, необхо­димо нести ответственность за соблюдение определенных правил поведения в классе. (На доске пишется термин «устав»).

- Как вы думаете, что обозначает термин «устав»? (Дети обсуждают).

- Это определенное правило, официальный документ, решение и т.д. Сейчас вы за­полните бланк, в котором выскажите свои мысли и предложения: 1. Как вы поможете уче­никам, которые стали жертвой оскорблений?

  1. Что делать с учениками, которые часто лгут? 3. Как поступить с учениками, которые часто обижают других? 4. Другие пункты «Классного устава». (Идет обсуждение полученных правил в каждой группе, составляется общий классный устав). Вы должны стараться следовать полученным нами правилам, и тогда в вашем классе больше будет вежливых собеседников, меньше сор и споров, вы научитесь уважать друг друга и понимать.
  2. Рефлексия.

- Какие выводы вы можете сделать по сегодняшнему нашему занятию?

- Что для вас было интересным?

- Какие трудности вы испытывали?

  1. Прощание.

Игра «Передача ритма».

Цель: создании атмосферы психологической поддержки, коллективного сотрудни­чества.

  1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.
  2. Участники легко держат друг друга за руки.
  3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
  4. Когда я скажу: "Сжатые руки" - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожа­тие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем мед­ленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше".
  5. Когда первый раунд завершен, Вы можете предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду предлагайте слегка ускорять темп игры.
  6. В заключение сильно сожмем руки обоим своим соседям и потом откроем глаза.

- На сегодня мы закончили, давайте попрощаемся: пусть каждый из вас сделает это, обратившись к сидящему справа без слов, но так, чтобы тот почувствовал ваше теп­лое к себе отношение, и пусть он ответить таким же образом... Спасибо всем, до свидания.

 

 

Занятие №5 «Учимся общаться»

Цель: обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях.

Оборудование: листы бумаги.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

- Давайте поприветствуем друг друга. Обратитесь по очереди каждый к своему со­седу справа со словами: «Здравствуй, ты представляешь, какая прелесть...» и поделитесь впечатлением о чем-то приятном, происшедшем с вами сегодня. А ваш собеседник пусть попробует искренне выразить вам свое участие.

- С неудачами в общении знаком каждый из нас. О случае, когда причиной кон­фликтов является прямое столкновение противоречащих друг другу интересов, мы гово­рить не будем, поскольку путь разрешения подобных конфликтов очевиден (компромисс на взаимовыгодных условиях).

Разного рода шаблоны, штампы, непонимание целей и мотивов других - все это приводит к возникновению психологических барьеров, ухудшению, а подчас и разруше­нию отношений между людьми. Путь к преодолению этих неприятностей лежит через по­вышение адекватности взаимовосприятия, через понимание того, что у каждого человека свои проблемы, свои желания и стремления, через умение понять их и в тоже время сде­лать так, чтобы и тебя поняли соответствующим образом.

  1. Основная часть.

Разыгрывание проблемной ситуации «Разыгрывание ситуаций». Цель: поиск конструктивных путей разрешения проблемной ситуации.

- Мы попробуем разыграть с вами конфликтные ситуации, выражая такие чувства как: страх, злость, ненависть, тревога и др. Каждый из вас будет занимать определенную роль («жертвы» или «обидчика»). Ситуации для разыгрывания могут быть следующие:

  1. "Ответ у доски".
  2. "Обсуждение с учителем оценки за контрольную работу".
  3. "Просьба о помощи в выполнении задания",
  4. "Групповое решение задачи" и т.п.
  5. «Случайное столкновение»

(В ходе разыгрывания проводится совместный поиск наиболее оптимальных путей выхода из тревожащих ситуаций, обсуждаются различные пути ее разрешения).

Арт-терапевтическое упражнение «Групповой рисунок».

Цель: прочувствование важного момента, когда каждый думает о своем и никто - о твоем.

- Сейчас каждый из вас возьмет лист бумаги и, подписав его, начнете рисовать что-то очень важное, значимое для себя. Затем, по моему сигналу, вы передадите свой лист соседу справа и так до тех пор, пока к вам не вернется ваш лист.

(Осуждение: Пусть каждый из вас опишет те чувства, которые он испытывал в процессе рисования, а также когда получил обратно свой листик и увидел, что на нем нарисовано).

  1. Рефлексия.

- Что для вас было самым трудным?

- Что получилось лучше, чем на предыдущих занятиях?

-  Что бы вы хотели повторить в дальнейшем?

  1. Прощание.

Проводится в духе свободной импровизации.

 

Занятие №6 «Мое поведение»

Цель: обучение учащихся конструктивным формам поведения.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

- Давайте поприветствуем друг друга, обратившись к собеседнику со словами: «Здравствуй, ты представляешь, какой ужас...» и поделитесь с ним какой-нибудь непри­ятностью, случившейся с вами. А ваш собеседник пусть попробует искренне выразить вам свое сочувствие.

  1. Основная часть. Решение моральных дилемм.

Цель: развитие умений находить выход из сложных жизненных ситуаций, используя конструктивные способы решения.

- Сейчас мы попробуем не разыграть проблемную ситуацию, а я вам предложу ее вариант, ваша задача найти правильное решение сложившегося конфликта: «Ссора двух одноклассников. Ты знаешь причины их конфликта, и хочешь заступиться за одного из них. Но понимаешь, что, если ты заступишься за сверстника, выступающего в роли «жертвы», то есть риск попасть под негативное воздействие "другого своего одноклассни­ка, и стать «жертвой» ситуации. Не заступиться ты тоже не можешь, так как рискуешь потерять дружбу с одноклассником. Как поступить в данной ситуации?»; «Ты попал в кон­фликтную ситуацию. Твоя позиция - «жертва» такой ситуации. Ты чувствуешь себя не­ловко, скованно, не находишь способ решения возникшего спора. Если ты не будешь от­стаивать свое мнение, то рискуешь оказаться отверженным своими одноклассниками, а если займешь активную позицию, чтобы защитить себя от негативного воздействия сверстника, то конфликтная ситуация может приобрести затяжной характер. Как посту­пить в данной ситуации?»

(Дети предлагают различные способы решения проблемной ситуации; идет обсуждение.)

Игра «Достойный ответ».

Цель: анализ характеристик, определяющих стиль воздействия.

- Каждый из вас сейчас попробует дать достойный ответ в трудной (конфликтоопасной) ситуации, демонстрируя три стиля: агрессивный, неуверенный, уверенный. Выберите себе партнера. Каждому из вас необходимо побывать и в роли говорящего, и в роли выслу­шивающего. Я назову варианты ситуаций, вы распределите их между собой. Кто может предложить свою - предлагайте. И так:

  1. Ваш друг одолжил у вас денег на срок меньше, чем уже прошел. Вам нужно по­требовать долг.
  2. Друг занимает вас разговором, а вам необходимо уйти.
  3. Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас, вы недовольны своим неловким положением.
  4. Друг приводит вас в смущение, рассказывая о вас в компании.

Теперь давайте обменяемся впечатлениями (что вы ощущали, когда говорили и, особенно - когда выслушивали различные варианты одного и того же ответа), попробуем выделить те моменты, которые определяют характер обращения / ответа, иными словами — стиль.

Перерастет ли конфликтоопасная ситуация в конфликт или процесс общения пой­дет мирным путем?

  1. Рефлексия.

- Что вызвало у вас удивление?

- Что для вас было неприятным?                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Что бы вы хотели пожелать друг другу?

  1. Прощание. Упражнение «Вздохи».

Цель: развитие чувства эмпатии.

- Сейчас мы будем вздыхать, каждый по очереди вздыхаем и называем причину сво­его вздоха. Остальные повторяют его вздох, стараясь почувствовать то же, что и инициатор каждого вздоха, разделить с ним его чувство. «О-о-о, я вчера потерял свой ключ...»; «О-о-о, как жаль, что он потерял свой ключ...» и т.д.

А теперь давайте обменяемся впечатлениями...

  

Занятие №7 «Управляем процессом общения».

Цель: развитие культуры общения.

Оборудование: белая бумага, иллюстрации проблемных ситуаций.

Ход занятия.

  1. Приветствие. Упражнение «Любовь и ярость».

Цель: распознание своего эмоционального состояния, формирование умения справляться с негативными эмоциями.

- Хочу попросить вас разбиться на пары и стать напротив друг друга, выбрать, кто из вас будет выполнять упражнение первым, а кто при этом станет наблюдателем. Внима­тельно слушайте, что я вам буду говорить: «Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усили­вается. В какой части тела расположено это чувство? Какая у него температура? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь?» и т д. Можете открыть глаза и выслушать рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал.

Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любо­вью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?

Вопросы тому, кто делал упражнение: В какой части тела ты ощущал любовь? Мо­жешь литы описать как-нибудь это чувство?

А сейчас закройте еще раз глаза и представьте человека, который выводит вас из себя, полностью сконцентрировавшись на чувстве злости. Наблюдающий описывает уви­денное. (Дети меняются в парах).

-  Какие чувства вы ощущали сильнее - любовь или злость?

- Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?

- Почему мы иногда сильно злимся на людей?

- Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, нежели любовь?

- Ты знаешь, как можно избавиться от чувства злости?

  1. Основная часть. Упражнение «Пойми другого».

Цель: развитие внимания к эмоциональному состоянию партнера.

- Пусть каждый участник попробует почувствовать состояние кого-либо из остальных (на выбор), его эмоции переживания. Затем в течение 2-3 минут изложит это на бумаге.

Потом мы по очереди зачитаем каждый свои записи, а те из нас, чье состояние бу­дет описываться другим, пусть соотнесут предполагаемое с реальным и просто подтвердят или опровергнут то, что будет говориться.

Проигрывание проблемной ситуации «Как бы ты поступил?».

Цель: совершенствование навыка культурного поведения, выбора конструктивного разрешения проблемной ситуации.

- Я хочу предложить вам картинки, на которых изображены два или более человек, взаимодействующие друг с другом. Вы должны предложить свой вариант окончания дей­ствия.

(Проводится обсуждение, в ходе которого дети объясняют, почему они повели бы себя именно так, а не иначе. Кроме того, дети обсуждают предложенные варианты разре­шения ситуации и выбирают наиболее оптимальные из них).

Игра «Мой хороший попугай».

Цель: совершенствование чувства эмпатии, умения работать в группе.

(Дети сидят в кругу).

- Ребята! Кто хочет побыть в роли гостя? (Выбирается из числа участников). Он хочет с нами познакомиться. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понрави­лось у нас, чтобы он захотел прийти к нам снова? (Дети предлагают: "Говорить с ним лас­ково", "Научить его играть" и т.д.).

- Ваша задача сказать что-то приятное, назвать ласковым именем.

  1. Рефлексия.

- Что вам понравилось из сегодняшнего занятия?

- Что бы вы сделали по-другому?

- Какие вопросы у вас возникли к своим одноклассникам?

  1. Прощание.

- Мы заканчиваем, давайте прощаться, но сегодня пусть каждый обратится не к одному человеку, а ко всем...Спасибо всем, до свидания.   

Занятие №8 «Давай поговорим».

Цель: развитие культуры общения.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

Упражнение «От злости к любви».

Цель: распознание своего эмоционального состояния, развитие умения справляться с негативными эмоциями.

(Участники сидят по кругу и закрывают глаза).

- Представьте, что вы сейчас разговариваете с теми, на кого рассердились, мысленно • назвав причину. Может быть, «собеседник» не выполнил своего обещания или не сделал

того, что от него ожидали.

Затем сообщите «собеседнику», что вам в них нравится. И подумайте о том, кто в классе иногда злит и что хорошего есть в этом человеке. Если вы допускаете обидные заме­чания в адрес кого-то, то следует найти сразу, что-то позитивное. Вы должны четко назвать лишь только причины вашей злости к человеку, (дети замечают, что отвергают не самого человека, а лишь определенный способ его поведения). Можно открыть глаза.

- Как вы себя чувствовали, когда не говорили другому о том, что вы рассердились на него?

- А как вы себя чувствовали, когда сообщали одноклассникам о том, что вы рассер­дились на него?

- Почему так важно говорить, на что именно ты рассердился?

-               Когда твой гнев проходит быстрее: когда ты замалчиваешь его или, когда ты о нем рассказываешь?

  1. Основная часть.

Игра «Улыбнись-ка!».

Цель: совершенствование навыка управления своими эмоциями.

(Упражнение выполняется в парах).

-                Каждая пара участников должна организовать диалог. Суть его сводится к тому, что один из участников обвиняет другого в каком-либо негативном поступке: "Ты опять не сделал уроки!", "Почему учительница жалуется на твое поведение?". Второй участник диалога отвечает на обвинение, сопровождая свою речь улыбкой.

(После выполнения упражнения участники группы обсуждают, помогла ли улыбка справиться с состоянием тревоги).

Прочтение стихотворения «Старинный дом».

Цель: показать важность совершенствования культуры поведения.

«Старинный дом» Стоит небольшой старинный Дом над зелёным бугром.

У входа висит колокольчик, Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо В него позвонишь, то поверь, Что в доме проснётся старушка, И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: Входи не стесняйся, дружок. - На стол самовар поставит,

В печи испечёт пирожок.

И будет с тобою вместе Чаёк распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если,

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

(После стихотворения идёт обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добивать­ся разным путём и пути могут привести к разным результатам).

- Почему во 2 части стиха к ребёнку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга? Упражнение «Наши конфликты».

Цель: выработка навыков активного слушания.

- Сейчас вы разобьетесь на группы по три человека, один из которых расскажет о произошедшем с ним конфликте, другой выслушает его, применяя приемы активного слу­шания (поддержки, перефразирования, уточнения), третий же будет наблюдать за слушаю­щими. Затем вы поменяетесь ролями так, чтобы каждый из вас побывал во всех трех ролях.

Теперь давайте поделимся с остальными своими впечатлениями, полученными каж­дым из нас, когда вы находились на месте говорящего, слушателя, наблюдателя. Вспомни­те, какое действие на эмоциональное состояние говорящего производило применение тех или иных приемов активного слушания.

  1. Рефлексия.

Как вы можете оценить свою работу на сегодняшнем занятии?

Какие у вас возникли вопросы к своим одноклассникам?

Что бы вы хотели пожелать друг другу? 4. Прощание.

Упражнение «Вы прекрасны».

Цель: развитие внимания к сверстникам.

- Разбившись на пары каждый из вас должен поимпровизировать, но так, чтобы партнер поверил, на тему «хоть ты и ... (в смысле - плохой), я все равно тебя люблю!», или, если фантазия пребывает в угнетенном состоянии - три раза «Вы прекрасны!».

 Занятие №9 «Я и коллектив».

Цель: рефлексия проделанной работы. Оборудование: белые листы.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

- Пусть в качестве приветствия каждый обратится к остальным, скажет о том, что считает нужным, что чувствует, чего ожидает от этой встречи.

  1. Основная часть. Упражнение «Решительный отказ».

Цель: пробуждение себя к совершенствованию.

- Сейчас каждый из вас (по кругу) поделится с остальными своими соображениями о том, от каких слов и привычек в общении ему нужно отказаться, но при этом нужно ак­туализировать свои слова, т.е. проговорить и продемонстрировать, как все это выглядит в реальности...

Игра «Мой портрет в лучах солнца».

Цель: повышение самооценки и уверенности к себе, поиск достоинств в других.

- Я каждому раздам листы. Ваша задача нарисовать солнце, и в центре солнечного круга написать свое имя. Листки передадим потом по кругу. Каждому из вас на листах необходимо написать что-нибудь приятное (пожелание, хорошее качество и т.д.). Ваши листки должны вернуться назад.

  1. Рефлексия.

- Что вам понравилось сегодня?

- Что бы вы изменили в себе?

- Каким правилам вы будете следовать в будущем?

  1. Прощание.

- Всем спасибо за работу!

свернуть