Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА д. Знаменка"
Социально-профилактический проект «Я + Ты»
Цель: профилактика неконструктивных форм взаимодействия в среде подростков.
Задачи: информирование учащихся о сущности понятия «конструктивное взаимодействие» и «неконструктивное взаимодействие»; совершенствование навыков управления своим эмоциональным состоянием; обучение сознательному контролю за собственным поведением в ситуациях неконструктивного взаимодействия; развитие умений выбора оптимальной стратегии поведения в ситуации неконструктивного взаимодействия; развитие способностей поддерживать дружескую атмосферу в коллективе.
В рамках профилактической программы «Я + Ты» разработана серия воспитательных занятий с учащимися подросткового возраста. Каждое занятие имеет определенную структуру: приветствие (цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы); основная часть; рефлексия (цель: выработка навыков анализа собственного поведения и ситуаций, осознание своего психологического состояния); прощание (создание ощущения завершенности). Каждое занятие рассчитано на 45 минут. Частота проведения – один раз в неделю.
Занятие №1 «Я среди людей» (цель: устранение барьеров общения, снятие эмоционального напряжения в группе): приветствие, упражнение «Приветствие» (цель: сообщить учащимся о необходимости правилах и условиях работы группы); основная часть, упражнение «Какие бывают улыбки» (цель: снятие психологического напряжения), «Улыбнись другому» (цель: установление теплого эмоционального контакта, формирование чувства близости со сверстниками), игра «Через стекло» (цель: установление позитивных и доверительных отношений между учащимися в классе); рефлексия; прощание.
Занятие №2 «Познай самого себя» (цель: акцентировать внимание участников занятия на своих личностных особенностях и на их связи с качеством взаимодействия с окружающими людьми; сформировать конструктивное восприятие себя в общении): приветствие, игра «Волшебные сундучки» (цель: снятие психологического и негативного напряжения, создание позитивного отношения друг к другу); основная часть, упражнение «Встреча» (цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; создать веселую игровую, свободную от барьеров и страхов атмосферу в группе), дискуссия «Какие качества личности важны для успешного общения?» (цель: рефлексия перечня навыков и умений, способствующих успешному общению, преодоление трудностей и конфликтов); рефлексия; прощание, игра «Я не такой как все, и все мы разные» (цель: повышение самооценки и уверенности в себе, поиск достоинства в других).
Занятие №3 «А знаете ли вы..?» (цель: воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения способности к принятию конструктивных решений в конфликтных ситуациях): приветствие, игра «Привет» (цель: привлечение внимания участников, настройка их на работу); основная часть, беседа «Мое право» (цель: ознакомить участников с их правами и обязанностями в общении со сверстниками), упражнение «Рассерженные шарики» (цель: анализ проблемы неконструктивного взаимодействия, осуществления поиска путей ее решения); рефлексия; прощание, игра «Мы одна семья» (цель: формирование позитивных эмоций, завершение работы).
Занятие №4 «Мой выбор» (цель: обоснование важности использования конструктивных форм взаимодействия в обществе сверстников): приветствие, психологическая разминка (цель: настройка на работу); основная часть, диспут «Классный устав» (цель: создание чувства безопасности в классе путем информирования о возможных способах защиты своих прав и свобод); рефлексия; прощание, игра «Передача ритма» (цель: создании атмосферы психологической поддержки, коллективного сотрудничества).
Занятие №5 «Учимся общаться» (цель: обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях): приветствие; основная часть, разыгрывание проблемной ситуации «Разыгрывание ситуаций» (цель: поиск конструктивных путей разрешения проблемной ситуации), арт-терапевтическое упражнение «Групповой рисунок» (цель: прочувствование важного момента, когда каждый думает о своем и никто – о твоем); рефлексия; прощание.
Занятие №6 «Мое поведение» (цель: обучение учащихся конструктивным формам поведения): приветствие; основная часть, решение моральных дилемм (цель: развитие умений находить выход из сложных жизненных ситуаций, используя конструктивные способы решения), игра «Достойный ответ» (цель: анализ характеристик, определяющих стиль воздействия); рефлексия; прощание, упражнение «Вздохи» (цель: развитие чувства эмпатии).
Занятие №7 «Управляем процессом общения» (цель: развитие культуры общения): приветствие, упражнение «Любовь и ярость» (цель: распознание своего эмоционального состояния, формирование умения справляться с негативными эмоциями); основная часть, упражнение «Пойми другого» (цель: развитие внимания к эмоциональному состоянию партнера), проигрывание проблемной ситуации «Как бы ты поступил?» (цель: совершенствование навыка культурного поведения, выбора конструктивного разрешения проблемной ситуации), игра «Мой хороший попугай» (цель: совершенствование чувства эмпатии, умения работать в группе); рефлексия; прощание.
Занятие №8 «Давай поговорим» (цель: развитие культуры общения): приветствие, упражнение «От злости к любви» (цель: распознание своего эмоционального состояния, развитие умения справляться с негативными эмоциями); основная часть, игра «Улыбнись-ка!» (цель: совершенствование навыка управления своими эмоциями), прочтение стихотворения «Старинный дом» (цель: показать важность совершенствования культуры поведения), упражнение «Наши конфликты» (цель: выработка навыков активного слушания); рефлексия; прощание, упражнение «Вы прекрасны» (цель: развитие внимания к сверстникам).
Занятие №9 «Я и коллектив» (цель: рефлексия проделанной работы): приветствие; основная часть, упражнение «Решительный отказ» (цель: пробуждение себя к совершенствованию), игра «Мой портрет в лучах солнца».
Профилактическая программа «Я + Ты»
Занятие №1 «Я среди людей»
Цель: устранение барьеров общения, снятие эмоционального напряжения в группе.
Оборудование: магниты, плакат «Наши правила».
Ход занятия.
1.Приветствие.
Цель: сообщить учащимся о необходимости правилах и условиях работы группы.
- Рада приветствовать всех вас здесь! Мы собрались здесь для того, чтобы приобрести новый опыт общения, подняться на новый уровень в своем умении общаться с другими людьми, понимать их мысли, чувства, мотивы их поступков. Для этого необходимо научиться более тонко воспринимать людей, выделять отдельные элементы поведения человека в общении и анализировать их, на основе полученной таким образом информации управлять процессом общения. Интуитивно вы все более или менее эффективно умеете это делать, но для дальнейшего роста нужно сделать следующий шаг - от общения интуитивного к общению, осознаваемому и сознательно управляемому. Будет нам непросто, но мы попробуем справится с этой нелегкой задачей.
Но прежде всего нам необходимо договориться о совпадении определенных правил общения в группе. Это необходимо для поддержания атмосферы, способствующей эффективному нашему с вами взаимодействию. Эти правила регулируют процесс общения таким образом, чтобы оно не заходило в тупик при столкновении интересов разных людей, т.е. по сути своей - это наш с вами внутригрупповой «этикет». Итак, правила таковы (вывешивается плакат на доску):
Мы должны договориться выполнять эти правила, ведь таким образом мы создаем особую ситуацию общения. (Обсуждение с детьми: их высказывания, предложения, вопросы, дополнения к основным правилам).
Упражнение «Какие бывают улыбки».
Цель: снятие психологического напряжения. Ход упражнения: (Дети сидят в кругу)
- Сейчас мы с вами будем по кругу перебрасывать друг другу мяч, каждый раз говоря, какие бывают улыбки, какими словами их можно характеризовать (добрая, ласковая, нежная, беззаботная, счастливая и т. п.). После того как свое определение улыбки даст последний участник, мы попробуем назвать все данные вами определения в обратной последовательности, так же перебрасывая друг другу мяч.
Упражнение «Улыбнись другому».
Цель: установление теплого эмоционального контакта, формирование чувства близости со сверстниками.
Ход упражнения: (Дети сидят по кругу).
- А теперь, в продолжении упражнения «Какие бывают улыбки», будем учиться дарить их друг другу. Выберем одного участника, который начнет упражнение. Задача очень проста: он должен улыбнуться своему соседу справа. Тот, в свою очередь, "передает" улыбку следующему участнику, и так далее до тех пор, пока улыбка не вернется к первому участнику.
- Что вы чувствовали, когда передавали и получали свои улыбки?
Игра «Через стекло».
Цель: установление позитивных и доверительных отношений между учащимися в классе.
Ход игры: (Упражнение выполняется в парах).
- Теперь попробуем общаться с помощью мимики и жестов. Вам необходимо сказать друг другу что-то, представив, что вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают никакие звуки. Тему сообщения можете придумать сами или например: "На улице очень холодно, а я забыл надеть шапку. Принеси ее, пожалуйста", "Принеси мне стакан сока, я хочу пить». Важно, чтобы тот, кто принимает сообщение, правильно выполнил просьбу своего товарища. Потом поменяемся ролями.
- На сколько точно вы поняли друг друга? — Что чувствовали, общаясь «через стекло»?
- Какие испытывали трудности?
- Что вас удивило сегодня?
- Что вы поняли для себя?
- Что вы думаете по поводу нашего сегодняшнего занятия?
- Наша сегодняшняя встреча подошла к концу, и сейчас мы разойдемся, но прежде пусть каждый из вас (по цепочке) попрощается со своим соседом справа так, чтобы тот ощутил желание снова вернуться в этот круг, почувствовал, что он здесь нужен и его здесь ждут. А он пусть ответит... Спасибо всем, до следующей встречи.
Занятие №2 «Познай самого себя»
Цель: акцентировать внимание участников занятия на своих личностных особенностях и на их связи с качеством взаимодействия с окружающими людьми; сформировать конструктивное восприятие себя в общении.
Оборудование: картонный сундучок, белые листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия.
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы
(Дети сидят по кругу)
- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Скажите каждый своим соседям: «Здравствуйте, я рад тебя видеть!», так, чтобы он почувствовал, что вы действительно, по-настоящему рады. А ваш собеседник пусть искренне вам ответить.
Игра «Волшебные сундучки». Цель: снятие психологического и негативного напряжения, создание позитивного отношения друг к другу.
- Я предлагаю вам подумать, какое у вас сейчас настроение, что вы чувствует. Затем сложите все отрицательные эмоции: обиду, грусть, злость, страх в волшебный сундучок и выбросьте. Вместе с тем из другого сундучка (он яркий, красочный) можно взять себе те положительные эмоции, которые вы сами хотите, и желали бы подарить другим.
Упражнение «Встреча».
Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; создать веселую игровую, свободную от барьеров и страхов атмосферу в группе.
- Начинаем свободное движение по комнате в достаточно быстром темпе. Не смотрим на партнеров. Двигаемся погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем равномерно заполнить все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.
Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка - остановка, зрительный контакт - и вновь движение к следующей встрече. Приостановились - взгляд - движение. Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями (радость, удивление, приветливость, безразличие).
Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута!
Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий. Если я произношу: "Локоть!" - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаемся, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» -значит, стоим плечо к плечу. «Колено!» - приставляем колено к колену. Все здесь люди достаточно взрослые, умеющие считать не только до двух, верно?! Поэтому, когда я назову три тела, вам придется объединиться в тройки, четыре части - в четверки. Продолжаем двигаться и пробуем выполнить это задание. «Спина, голова, колено!».
Давайте попробуем еще несколько конструкций! «Ладонь, лоб, затылок!» «Спина, колено, локоть, лоб!». Посмотрим, какие конструкции возникли теперь. Успокаиваем дыхание, расслабляемся.
Дискуссия «Какие качества личности важны для успешного общения?».
Цель: рефлексия перечня навыков и умений, способствующих успешному общению, преодоление трудностей и конфликтов.
(Дети делятся на две группы)
- Давайте теперь поговорим о тех коммуникативных навыках, которые способствуют преодолению трудностей и конфликтов, успешности в общении, и попробуем составить список наиболее важных из этих качеств. Составляете список каждый в своих группах. Потом по очереди будем их зачитывать. В процессе об суждения пусть каждый из вас записывает на листках качества, выделяемые группой, а также те, которые считаете необходимыми упомянуть сами.
(Обсуждение списка навыков, умений, качеств, их ранжирование).
- Почему вы выделяете в своей группе именно эти качества?
- Есть ли отрицательные качества, которые могут помочь при общении?
Давайте попробуем проанализировать ваше поведение (каждого из нас) в процессе дискуссии. Может у кого-то есть вопросы к другим участникам? (Памятка ведущему. Качества, рекомендуемые для обсуждения:
- Что для вас было самым сложным?
- В какие моменты вы испытывали неловкость, стеснение?
- Чему новому вы научились сегодня?
Игра «Я не такой как все, и все мы разные».
Цель: повышение самооценки и уверенности в себе, поиск достоинства в других.
- Сейчас я хочу вам предложить в течение 10-15 минут нарисовать цветными карандашами или описать, что такое радость. Рисунок может быть конкретным, абстрактным и др. Ваши рисунки и описания положим в «Волшебный сундучок». Все тщательно перемешаем, и достанем. Рассмотрим их, передавая друг другу. Обратите, пожалуйста, внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость», на то, что люди по-разному понимают одни и те же вещи.
Все рисунки вместе составляют понятие «радость», а это значит, что каждый незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал ценность свою и других.' '.
- На сегодня мы закончили, давайте попрощаемся: пусть каждый из вас возьмет за руки сидящего справа от себя и скажет ему напоследок нечто хорошее, чтобы тот почувствовал ваше теплое к нему отношение. И не забывайте отвечать на добрые слова... Спасибо всем, до свидания.
Занятие №3 «А знаете ли вы?»
Цель: воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения способности к принятию конструктивных решений в конфликтных ситуациях.
Оборудование: плакат «Мои права», воздушные шарики. Ход занятия.
Цель: привлечение внимания участников, настройка их на работу.
- Здравствуйте всем! Я очень рада всех вас видеть. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте каждую его строчку продолжить:
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему... С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой.,. При встрече через много лет вы крикните друзьям... И улыбнуться вам в ответ от слова доброго... И все вы вспомните совет: дарите всем друзьям... Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы...
Цель: ознакомить участников с их правами и обязанностями в общении со сверстниками.
- Посмотрите на доску. Перед вами вывешены права, которыми обладает каждый человек при общении, и с этими правами непосредственно связаны и ваши обязанности, которые необходимо "соблюдать. Например, если у вас есть право на то, чтобы к вам относились с уважением (Правило 1), то и вы обязаны уважительно относится к окружающим. Если у вас есть право сказать «нет» или вообще промолчать (Правило 2), то и вы обязаны признать, что это же могут сделать и другие.
Сейчас мы разделимся на группы (3-4 группы) и будем отвечать на вопросы, касающиеся каждого из сформулированных выше прав:
(Права участников занятия: 1. У меня есть право на то, чтобы ко мне относились с уважением. 2. У меня есть право сказать «нет», «да», «я не понимаю» или не говорить ничего. 3. У меня есть право открыто выражать свои чувства. 4. У меня есть право делать ошибки. 5. У меня есть право принимать решения, которые не нравятся другим. 6. У меня есть право на поддержку.
Упражнение «Рассерженные шарики».
Цель: анализ проблемы неконструктивного взаимодействия, осуществления поиска путей ее решения.
- Ребята, давайте покажем, какой человек становится, когда он злиться. Вспомните такие ситуации из вашей жизни. Они происходят достаточно часто, практически каждый день. Каким он становится? - краснеет, раздувается. Скажите, похож он в это время на раздутый шарик? (надувается шарик, рисуются глаза, рот). Ребята, скажите, если этот шарик еще дальше будет сер диться, долго-долго, что с ним произойдет? Он будет от злости раздуваться, раздуваться и, в конце концов - он просто лопнет. Давайте проверим, так ли это? (дальше надувается шарик, пока он не лопнет).
Ребята, а что случится с человеком, который также долго будет злиться?.. Есть такая поговорка «Лопнул от злости», что это значит, действительно человек лопнул от злости как шарик? А что с ним произошло? Когда человек лопается от злости, из него просто выходит вся накопленная злость, и он начинает драться, кусаться, обзываться, ругаться.
(Дети выстраиваются в две шеренги напротив, подальше друг от друга).
- Представьте себе, что вы - это надутый рассерженный шарик. Вы лопаетесь от злости, то есть начинаете драться, обзываться, ругаться. Скажите, а когда человек, вот так себя ведет, что он этим хочет сделать другому? (больно) Это хорошо?
А сейчас давайте надуем другой шарик, и будем выпускать из него воздух постепенно. Что случилось "с шариком? Попробуйте и вы разозлиться и медленно «выпустить» из себя злость, но не на товарища, а пытаться сдержать гнев и успокоиться.
- Что вам удавалось труднее всего?
- Что вы поняли для себя нового?
- Может быть, происходящее здесь о чем-то напомнило вам, о каких-то событиях вашей жизни, о чем-то значимом для вас?
- Какие у вас остались ощущения после занятия?
Игра «Мы одна семья».
Цель: формирование позитивных эмоций, завершение работы.
- Давайте все встанем в круг. Повторяйте за мной слова и выполняйте то, что я буду говорить: «В этом круге все друзья, мы и вы, и ты, и я. Улыбнись тому, кто справа, улыбнись тому, кто слева - мы одна семья. В этом круге все друзья, мы, и вы, и ты, и я. Руку дай тому, кто справа, руку дай тому, кто слева - мы одна семья. В это круге все друзья, мы, и вы, и ты, и я. Обними того, кто справа, обними того, кто слева - мы одна семья».
- Спасибо всем большое за работу!
Занятие №4 «Мой выбор».
Цель: обоснование важности использования конструктивных форм взаимодействия в обществе сверстников.
Оборудование: бланки «Классный устав»
Ход занятия. 1. Приветствие.
- В структуре процесса общения можно выделить несколько его составляющих, каждая из которых несет свою, особую нагрузку, выполняют свою функцию. Так, общение часто подразделяют на вербальное и невербальное. Первое осуществляется посредством слов и выполняет функцию передачи информации. Второе включает в себя такие компоненты, как интонации, мимика, жесты, взгляды, тактильное взаимодействие, язык тела. Наша задача - научится правильно использовать в общении как элементы вербального, так и элементы невербального общения. Должны уметь выбирать, в зависимости от ситуаций, необходимые выражения, такие, которые не «позволят» вам оказаться в роли грубого и невежливого человека, не обидят вашего собеседника. Правильно владеть своими жестами и мимикой, чтобы не производить впечатление некультурного человека. Вы должны стараться контролировать свои мысли, слова, действия. Это очень сложно, но возможно.
Психологическая разминка. Цель: настройка на работу.
- Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете делать определенные действия:
Диспут «Классный устав».
Цель: создание чувства безопасности в классе путем информирования о возможных способах защиты своих прав и свобод. (Дети делятся на три группы).
В продолжение нашего разговора, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что для того, чтобы избегать неприятностей, конфликтных ситуаций в вашем классе, необходимо нести ответственность за соблюдение определенных правил поведения в классе. (На доске пишется термин «устав»).
- Как вы думаете, что обозначает термин «устав»? (Дети обсуждают).
- Это определенное правило, официальный документ, решение и т.д. Сейчас вы заполните бланк, в котором выскажите свои мысли и предложения: 1. Как вы поможете ученикам, которые стали жертвой оскорблений?
- Какие выводы вы можете сделать по сегодняшнему нашему занятию?
- Что для вас было интересным?
- Какие трудности вы испытывали?
Игра «Передача ритма».
Цель: создании атмосферы психологической поддержки, коллективного сотрудничества.
- На сегодня мы закончили, давайте попрощаемся: пусть каждый из вас сделает это, обратившись к сидящему справа без слов, но так, чтобы тот почувствовал ваше теплое к себе отношение, и пусть он ответить таким же образом... Спасибо всем, до свидания.
Занятие №5 «Учимся общаться»
Цель: обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях.
Оборудование: листы бумаги.
Ход занятия.
- Давайте поприветствуем друг друга. Обратитесь по очереди каждый к своему соседу справа со словами: «Здравствуй, ты представляешь, какая прелесть...» и поделитесь впечатлением о чем-то приятном, происшедшем с вами сегодня. А ваш собеседник пусть попробует искренне выразить вам свое участие.
- С неудачами в общении знаком каждый из нас. О случае, когда причиной конфликтов является прямое столкновение противоречащих друг другу интересов, мы говорить не будем, поскольку путь разрешения подобных конфликтов очевиден (компромисс на взаимовыгодных условиях).
Разного рода шаблоны, штампы, непонимание целей и мотивов других - все это приводит к возникновению психологических барьеров, ухудшению, а подчас и разрушению отношений между людьми. Путь к преодолению этих неприятностей лежит через повышение адекватности взаимовосприятия, через понимание того, что у каждого человека свои проблемы, свои желания и стремления, через умение понять их и в тоже время сделать так, чтобы и тебя поняли соответствующим образом.
Разыгрывание проблемной ситуации «Разыгрывание ситуаций». Цель: поиск конструктивных путей разрешения проблемной ситуации.
- Мы попробуем разыграть с вами конфликтные ситуации, выражая такие чувства как: страх, злость, ненависть, тревога и др. Каждый из вас будет занимать определенную роль («жертвы» или «обидчика»). Ситуации для разыгрывания могут быть следующие:
(В ходе разыгрывания проводится совместный поиск наиболее оптимальных путей выхода из тревожащих ситуаций, обсуждаются различные пути ее разрешения).
Арт-терапевтическое упражнение «Групповой рисунок».
Цель: прочувствование важного момента, когда каждый думает о своем и никто - о твоем.
- Сейчас каждый из вас возьмет лист бумаги и, подписав его, начнете рисовать что-то очень важное, значимое для себя. Затем, по моему сигналу, вы передадите свой лист соседу справа и так до тех пор, пока к вам не вернется ваш лист.
(Осуждение: Пусть каждый из вас опишет те чувства, которые он испытывал в процессе рисования, а также когда получил обратно свой листик и увидел, что на нем нарисовано).
- Что для вас было самым трудным?
- Что получилось лучше, чем на предыдущих занятиях?
- Что бы вы хотели повторить в дальнейшем?
Проводится в духе свободной импровизации.
Занятие №6 «Мое поведение»
Цель: обучение учащихся конструктивным формам поведения.
Ход занятия.
- Давайте поприветствуем друг друга, обратившись к собеседнику со словами: «Здравствуй, ты представляешь, какой ужас...» и поделитесь с ним какой-нибудь неприятностью, случившейся с вами. А ваш собеседник пусть попробует искренне выразить вам свое сочувствие.
Цель: развитие умений находить выход из сложных жизненных ситуаций, используя конструктивные способы решения.
- Сейчас мы попробуем не разыграть проблемную ситуацию, а я вам предложу ее вариант, ваша задача найти правильное решение сложившегося конфликта: «Ссора двух одноклассников. Ты знаешь причины их конфликта, и хочешь заступиться за одного из них. Но понимаешь, что, если ты заступишься за сверстника, выступающего в роли «жертвы», то есть риск попасть под негативное воздействие "другого своего одноклассника, и стать «жертвой» ситуации. Не заступиться ты тоже не можешь, так как рискуешь потерять дружбу с одноклассником. Как поступить в данной ситуации?»; «Ты попал в конфликтную ситуацию. Твоя позиция - «жертва» такой ситуации. Ты чувствуешь себя неловко, скованно, не находишь способ решения возникшего спора. Если ты не будешь отстаивать свое мнение, то рискуешь оказаться отверженным своими одноклассниками, а если займешь активную позицию, чтобы защитить себя от негативного воздействия сверстника, то конфликтная ситуация может приобрести затяжной характер. Как поступить в данной ситуации?»
(Дети предлагают различные способы решения проблемной ситуации; идет обсуждение.)
Игра «Достойный ответ».
Цель: анализ характеристик, определяющих стиль воздействия.
- Каждый из вас сейчас попробует дать достойный ответ в трудной (конфликтоопасной) ситуации, демонстрируя три стиля: агрессивный, неуверенный, уверенный. Выберите себе партнера. Каждому из вас необходимо побывать и в роли говорящего, и в роли выслушивающего. Я назову варианты ситуаций, вы распределите их между собой. Кто может предложить свою - предлагайте. И так:
Теперь давайте обменяемся впечатлениями (что вы ощущали, когда говорили и, особенно - когда выслушивали различные варианты одного и того же ответа), попробуем выделить те моменты, которые определяют характер обращения / ответа, иными словами — стиль.
Перерастет ли конфликтоопасная ситуация в конфликт или процесс общения пойдет мирным путем?
- Что вызвало у вас удивление?
- Что для вас было неприятным?
- Что бы вы хотели пожелать друг другу?
Цель: развитие чувства эмпатии.
- Сейчас мы будем вздыхать, каждый по очереди вздыхаем и называем причину своего вздоха. Остальные повторяют его вздох, стараясь почувствовать то же, что и инициатор каждого вздоха, разделить с ним его чувство. «О-о-о, я вчера потерял свой ключ...»; «О-о-о, как жаль, что он потерял свой ключ...» и т.д.
А теперь давайте обменяемся впечатлениями...
Занятие №7 «Управляем процессом общения».
Цель: развитие культуры общения.
Оборудование: белая бумага, иллюстрации проблемных ситуаций.
Ход занятия.
Цель: распознание своего эмоционального состояния, формирование умения справляться с негативными эмоциями.
- Хочу попросить вас разбиться на пары и стать напротив друг друга, выбрать, кто из вас будет выполнять упражнение первым, а кто при этом станет наблюдателем. Внимательно слушайте, что я вам буду говорить: «Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. В какой части тела расположено это чувство? Какая у него температура? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь?» и т д. Можете открыть глаза и выслушать рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал.
Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?
Вопросы тому, кто делал упражнение: В какой части тела ты ощущал любовь? Можешь литы описать как-нибудь это чувство?
А сейчас закройте еще раз глаза и представьте человека, который выводит вас из себя, полностью сконцентрировавшись на чувстве злости. Наблюдающий описывает увиденное. (Дети меняются в парах).
- Какие чувства вы ощущали сильнее - любовь или злость?
- Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?
- Почему мы иногда сильно злимся на людей?
- Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, нежели любовь?
- Ты знаешь, как можно избавиться от чувства злости?
Цель: развитие внимания к эмоциональному состоянию партнера.
- Пусть каждый участник попробует почувствовать состояние кого-либо из остальных (на выбор), его эмоции переживания. Затем в течение 2-3 минут изложит это на бумаге.
Потом мы по очереди зачитаем каждый свои записи, а те из нас, чье состояние будет описываться другим, пусть соотнесут предполагаемое с реальным и просто подтвердят или опровергнут то, что будет говориться.
Проигрывание проблемной ситуации «Как бы ты поступил?».
Цель: совершенствование навыка культурного поведения, выбора конструктивного разрешения проблемной ситуации.
- Я хочу предложить вам картинки, на которых изображены два или более человек, взаимодействующие друг с другом. Вы должны предложить свой вариант окончания действия.
(Проводится обсуждение, в ходе которого дети объясняют, почему они повели бы себя именно так, а не иначе. Кроме того, дети обсуждают предложенные варианты разрешения ситуации и выбирают наиболее оптимальные из них).
Игра «Мой хороший попугай».
Цель: совершенствование чувства эмпатии, умения работать в группе.
(Дети сидят в кругу).
- Ребята! Кто хочет побыть в роли гостя? (Выбирается из числа участников). Он хочет с нами познакомиться. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прийти к нам снова? (Дети предлагают: "Говорить с ним ласково", "Научить его играть" и т.д.).
- Ваша задача сказать что-то приятное, назвать ласковым именем.
- Что вам понравилось из сегодняшнего занятия?
- Что бы вы сделали по-другому?
- Какие вопросы у вас возникли к своим одноклассникам?
- Мы заканчиваем, давайте прощаться, но сегодня пусть каждый обратится не к одному человеку, а ко всем...Спасибо всем, до свидания.
Занятие №8 «Давай поговорим».
Цель: развитие культуры общения.
Ход занятия.
Упражнение «От злости к любви».
Цель: распознание своего эмоционального состояния, развитие умения справляться с негативными эмоциями.
(Участники сидят по кругу и закрывают глаза).
- Представьте, что вы сейчас разговариваете с теми, на кого рассердились, мысленно • назвав причину. Может быть, «собеседник» не выполнил своего обещания или не сделал
того, что от него ожидали.
Затем сообщите «собеседнику», что вам в них нравится. И подумайте о том, кто в классе иногда злит и что хорошего есть в этом человеке. Если вы допускаете обидные замечания в адрес кого-то, то следует найти сразу, что-то позитивное. Вы должны четко назвать лишь только причины вашей злости к человеку, (дети замечают, что отвергают не самого человека, а лишь определенный способ его поведения). Можно открыть глаза.
- Как вы себя чувствовали, когда не говорили другому о том, что вы рассердились на него?
- А как вы себя чувствовали, когда сообщали одноклассникам о том, что вы рассердились на него?
- Почему так важно говорить, на что именно ты рассердился?
- Когда твой гнев проходит быстрее: когда ты замалчиваешь его или, когда ты о нем рассказываешь?
Игра «Улыбнись-ка!».
Цель: совершенствование навыка управления своими эмоциями.
(Упражнение выполняется в парах).
- Каждая пара участников должна организовать диалог. Суть его сводится к тому, что один из участников обвиняет другого в каком-либо негативном поступке: "Ты опять не сделал уроки!", "Почему учительница жалуется на твое поведение?". Второй участник диалога отвечает на обвинение, сопровождая свою речь улыбкой.
(После выполнения упражнения участники группы обсуждают, помогла ли улыбка справиться с состоянием тревоги).
Прочтение стихотворения «Старинный дом».
Цель: показать важность совершенствования культуры поведения.
«Старинный дом» Стоит небольшой старинный Дом над зелёным бугром.
У входа висит колокольчик, Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо В него позвонишь, то поверь, Что в доме проснётся старушка, И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: Входи не стесняйся, дружок. - На стол самовар поставит,
В печи испечёт пирожок.
И будет с тобою вместе Чаёк распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если,
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
(После стихотворения идёт обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиваться разным путём и пути могут привести к разным результатам).
- Почему во 2 части стиха к ребёнку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга? Упражнение «Наши конфликты».
Цель: выработка навыков активного слушания.
- Сейчас вы разобьетесь на группы по три человека, один из которых расскажет о произошедшем с ним конфликте, другой выслушает его, применяя приемы активного слушания (поддержки, перефразирования, уточнения), третий же будет наблюдать за слушающими. Затем вы поменяетесь ролями так, чтобы каждый из вас побывал во всех трех ролях.
Теперь давайте поделимся с остальными своими впечатлениями, полученными каждым из нас, когда вы находились на месте говорящего, слушателя, наблюдателя. Вспомните, какое действие на эмоциональное состояние говорящего производило применение тех или иных приемов активного слушания.
- Как вы можете оценить свою работу на сегодняшнем занятии?
- Какие у вас возникли вопросы к своим одноклассникам?
- Что бы вы хотели пожелать друг другу? 4. Прощание.
Упражнение «Вы прекрасны».
Цель: развитие внимания к сверстникам.
- Разбившись на пары каждый из вас должен поимпровизировать, но так, чтобы партнер поверил, на тему «хоть ты и ... (в смысле - плохой), я все равно тебя люблю!», или, если фантазия пребывает в угнетенном состоянии - три раза «Вы прекрасны!».
Занятие №9 «Я и коллектив».
Цель: рефлексия проделанной работы. Оборудование: белые листы.
Ход занятия.
- Пусть в качестве приветствия каждый обратится к остальным, скажет о том, что считает нужным, что чувствует, чего ожидает от этой встречи.
Цель: пробуждение себя к совершенствованию.
- Сейчас каждый из вас (по кругу) поделится с остальными своими соображениями о том, от каких слов и привычек в общении ему нужно отказаться, но при этом нужно актуализировать свои слова, т.е. проговорить и продемонстрировать, как все это выглядит в реальности...
Игра «Мой портрет в лучах солнца».
Цель: повышение самооценки и уверенности к себе, поиск достоинств в других.
- Я каждому раздам листы. Ваша задача нарисовать солнце, и в центре солнечного круга написать свое имя. Листки передадим потом по кругу. Каждому из вас на листах необходимо написать что-нибудь приятное (пожелание, хорошее качество и т.д.). Ваши листки должны вернуться назад.
- Что вам понравилось сегодня?
- Что бы вы изменили в себе?
- Каким правилам вы будете следовать в будущем?
- Всем спасибо за работу!